Планируете заключить сделку (оформить купля-продажу недвижимости, получить банковский кредит, заключить договор займа), при этом, гарантировать её чистоту (прозрачность) – вам не обойтись без квалифицированной юридической помощи. Опытный адвокат без труда разглядит все подводные камни, которые ожидают вас в случае подписания документа, исключит риски, влекущие те или иные юридические последствия. Порой только лишь присутствие адвоката, лишает малейших намерений предстоящих партнёров, поступить нечестно, заложив в основу соглашения неприемлемые для вас условия.
Процесс юридического сопровождения сделки можно разбить на следующие этапы (на примере сделок с недвижимостью):
1. Экспертиза представленных документов (истребование дополнительных материалов).
На первом этапе проводится анализ документов, представленных сторонами. Как правило, изначально их бывает недостаточно для проведения детального правового анализа юридической чистоты объекта. Следовательно, запрашиваю дополнительные материалы, либо получаю по независимым каналам, что позволяет получить дополнительное подтверждение легитимности документов по объекту совершения и подтвердить полномочия стороны. Использую любые «шероховатости» сделки, способные послужить аргументом для снижения цены. В некоторых случаях, даю рекомендации клиенту отказаться от заключения соглашения, если никакие действия не позволят исключить финансовые и иные риски.
2. Ведение переговоров, разработка и согласование документов.
Цель переговоров – выработка стратегии сделки, позволяющей провести её с минимальными рисками для клиента и на максимально выгодных условиях. Здесь же отмечу недопустимость использования «типовых договоров». Типовые договоры не учитывают особенности конкретной ситуации.
3. Подписание документов и денежные расчеты.
На этом этапе стороны подписывают ранее согласованные документы, осуществляют оплату и формируют пакет документов, необходимый для государственной регистрации перехода прав на объект недвижимого имущества. Если расчеты происходят наличными деньгами, как правило, для передачи средств используется сейфовая ячейка в банке. В этом случае в задачу адвоката входит решение организационных вопросов в банке, подготовка и проверка документов, обеспечивающих доступ к ячейке после государственной регистрации и организация пересчета и проверки купюр.
4. Сопровождение государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества.
Все усилия по организации и проведению сделки не будут ничего стоить, если в итоге будет получен отказ в государственной регистрации. Поэтому, очень важно не просто грамотно сформировать пакет документов и сдать его на регистрацию, но и осуществлять постоянный контроль за ходом государственной регистрации.
5. Завершающие процедуры.
На последнем этапе адвокат получает зарегистрированные документы в территориальном отделении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Регистрирующем органе) и тщательно их проверяют.
После этого стороны подписывают передаточный акт, продавец передает покупателю документы по объекту и вскрывает сейфовую ячейку, если расчеты проводились наличными.